Оценка темного царства в статье добролюбова

Далее считаю целесообразным изложить основные и интересные моменты в рассуждениях критика. Один только Тишка не обнаруживает еще никаких стремлений к преобладанию, а, напротив, служит мишенью, в которую направляются самодурные замашки целого дома. Антоновича «Промахи» фрагменты полемики с Д. Образ Катерины в советском литературоведении Критики этого периода пытаются анализировать идейно - эстетическое своеобразие пьес, а также роль писателей в отечественной драматургии. В очевидной полемике с добролюбовским «Темным царством» «Эта мысль, или уж если вам лучше нравится, идея о домашнем деспотизме и еще десяток других не менее гуманных идей, пожалуй, и кроются в пьесе г. Как видите, неправедность и неверность чужих земель не возбуждает в Глаше ужаса и негодования; ее занимает только новое сведение, которое представляется ей чем-то загадочным — «чудесами», как она выражается. Наша современница - женщина интеллектуальная, деловая, энергичная, самостоятельная, раскрепощенная. И если Матрена Савишна потихоньку от мужа ездит к молодым людям в Останкино, так это, конечно, означает частию и то, что ее развитие направилось несколько в другую сторону, частию же и то, что ей уж очень тошно приходится от самодурства мужа. Самсон Силыч приехал, да никак хмельной! Но это не так.

Ад в пьесе предает неожиданный поворот сюжету. «Вы не были еще на представлении, — обращается он к Тургеневу, — но вы знаете этот великолепный по своей поэзии момент — эту небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав, широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами, всю полную обаяния страсти веселой и разгульной и не меньшего обаяния страсти глубокой и трагически-роковой. Следы этого командованья с беспрестанными вытрепками уже обнаруживаются в Тишке: он уже выучился мошенничать и воровать. А мораль, которую выводит для себя Большов из всей своей истории, - высший пункт, до которого мог он подняться в своем нравственном развитии: "Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть; а за большим погонишься, и последнее отнимут! Иначе сказать — они считают непреложными, очевидными для всех аксиомами множество таких мнений, которые только им кажутся абсолютными истинами, а для большинства людей представляют даже противоречие с некоторыми общепринятыми понятиями. Но эта самая гадость и пошлость, представленная следствием неразвитости натуры, указывает нам необходимость правильного, свободного развития и восстановляет пред нами достоинство человеческой природы, убеждая нас, что низости и преступления не лежат в природе человека и не могут быть уделом естественного развития. Люди, как мы видели, показаны нам в комедии с человеческой, а не с юридической стороны, и потому впечатление самых их преступлений смягчается для нас. Нормандский Кулигин - это аптекарь Оме, который так же увлечен науками, проповедует пользу электричества и постоянно поминает Вольтера и Расина.

Информация об: Оценка темного царства в статье добролюбова - добавлено 9 комментария(ев).

Летом 1859 года Островский начал и осенью закончил «Грозу». «Литератору до сих пор предоставлена была небольшая роль в этом движении человечества к естественным началам», — пишет Добролюбов, вслед за чем вспоминает Шекспира, который «подвинул общее сознание людей на несколько ступеней, на которые до него никто не поднимался». Мало того, вы видите, как эта материальная сторона во всех житейских отношениях господствует над отвлеченною и как люди, лишенные материального обеспечения, мало ценят отвлеченные права и даже теряют ясное сознание о них. Надобно отдать справедливость автору в том отношении, что он умел представить в них в комедиях из купеческого быта довольно верную, действительную картину купеческого и мещанского быта - и только. То же самое и с истиною: она не в диалектических тонкостях, не в верности отдельных умозаключений, а в живой правде того, о чем рассуждаете. Вместе с тем гроза — это и благая весть о новых силах, призванных очистить спёртый воздух гнетущей деспотии для Катерины. Писарев не подвергает никакому сомнению эстетическую состоятельность драмы, типичность характера героини: "Читая" Грозу ", вы ни разу не усомнитесь в том, что Катерина должна была поступать в действительности так, как она поступает в драме". Некоторую надежду на благоприятный ответ подает нам, во-первых, то обстоятельство, что критики, противоположные нашему воззрению, не были особенно одобряемы публикой, и, во-вторых, то, что сам автор оказывается согласным с нами, так как в «Грозе» мы находим новое подтверждение многих из наших мыслей о таланте Островского и о значении его произведений.

Первое произведение его "Картина семейного счастья" не было замечено решительно никем, не вызвало в журналах ни одного слова - ни в похвалу, ни в порицание автора. Оттого, что всякое преступление есть не следствие натуры человека, а следствие ненормального отношения, в какое он поставлен к обществу. Другие считали, что без достаточно развитого ума Катерина не способна стать «лучом света», это всего лишь «привлекательная иллюзия» Писарев. Конечно, автор сделал ее не по своим убеждениям, а в угоду некоторым, слишком уж строгим пуристам, требовавшим, чтоб порок непременно был наказан. Учитель кратко записывает их в таблицу на доске. Вот его слова: "А там мимо Иверской: как мне взглянуть на нее, матушку? Образ Катерины «неуклонно верен чутью естественной правды и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.

Островский умеет заглядывать в глубь души человека, умеет отличать натуру от всех извне принятых уродств и наростов; оттого внешний гнет, тяжесть всей обстановки, давящей человека, чувствуются в его произведениях гораздо сильнее, чем во многих рассказах, страшно возмутительных по содержанию, но внешнею, официальною стороною дела совершенно заслоняющих внутреннюю, человеческую сторону. Относительно такого писателя, как Островский, нельзя позволить себе этой схоластической критики. Разумеется, и это делается втихомолку и с трепетом, потому что хоть Пузатова и нет дома, но мать его за всем подсматривает и всему мешает. Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свету делается; а то бы так дураками и померли». Можно сказать, что обе оценки по сути не противопоставлены, а дополняют друг друга. Аграфена Кондратьевна, жена его, грозит своей взрослой дочери, что "отцу пожалуется"; а та отвечает: "Вас на то бог и создал, чтобы жаловаться; сами-то вы не очень для меня значительны". Большое с услаждением все повторяет, что он волен делать, что хочет, и никто ему не указ: как будто он сам все еще не решается верить этому... Тебя не станет бояться, меня и подавно: какой же это порядок-то в доме будет! Во всей пьесе нет никаких, особенных махинаций, нет искусственного развития действия, в угоду схоластическим теориям и в ущерб действительной простоте и жизненности характеров.

Когда она говорит, кажется, что она поет. Том первый Статьи 1859-1864 гг. Квартальный не соглашается и уводит его; но, мы знаем, что не от квартального зависит судьба Подхалюзина и, что не все в темном царстве так несговорчивы, как этот необыкновенный квартальный... Али, по-вашему, закон ничего не значит? Подхалюзин очень хорошо вошел в эти соображения и кротко напоминает их Большову, когда тот является к нему из ямы. Об электричестве зашел разговор — технический прогресс, что здесь может возмутить Дикого? Отсюда ясно, разумеется, что для самой Кабановой и для той старины, которую она защищает, гораздо выгоднее было бы отказаться от некоторых пустых форм и сделать частные уступки, чтобы удержать сущность дела. «Мы сказали выше несколько слов о Тихоне; Борис — такой же, в сущности, только образованный».

Карта сайта

1 2 3 4 5 6 7

См. также