Теория общественного права

Так, в Декларации независимости США 1776 г. При естественном состоянии, в условиях ужасающей войны всех против всех «нет промышленности, ибо нет уверенности в плодах ее. Политико-правовое учение Спинозы связано с его философией, особенно с идеей строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции", которая никем не создана и является "причиной себя". Именно под влиянием этих философских взглядов французская революция покончила с ненавистным «старым режимом» и попыталась поставить на его место естественный закон разума. Закон писаный или, скорее, полнота писаного закона, есть не что иное как закон естественный, что открывает весь свой духовный смысл в социальной взаимопомощи и внутренней сообразности. Редкин отмечал, что уже в поэмах Гомера и Гесиода можно найти первоначальные формулировки понятий, характерных для греческой философии права, а именно, понятие о праве по природе, и понятие о праве по человеческому установлению. Начиная с Гроция почти все теоретические построения XVII—XVIII вв. Возникнув помимо естественно-правовой доктрины и не составляя её необходимого предположения, — так как утверждение высшего критерия, стоящего над положительным законом, возможно и независимо от этих теорий, — они вскоре соединились в одно стройное целое с естественно-правовой идеей, вследствие того внутреннего сродства, которое их сближало. Философ, который возродил философию Эпикура в гораздо более полном виде, чем это пытался делать в XVв. Это достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа. Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника.

Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное позитивное, волеустановленное право. Идеи диггеров далеко опередили их время; этим объясняется и слабость движения, и утопизм их проектов. Государство, как и любая часть природы, подчинено естественной закономерности, и его право тождественно его "мощи", силе, фактической способности повелевать подданными. Landsberg , «Geshichte der deutschen Rechtswissenschaft» Мюнх. Известные практические тенденции не были чужды и немецким писателям: рационалистический метод и индивидуадистические стремления естественного права явились и в освободительными и прогрессивными элементами в борьбе с остатками средневекового гнета над мыслью и совестью. Конституция США не только неразрывно связала закон с понятием прав и свобод, но также закрепила чрезвычайно важную идею, столь влиятельную в наше время, что естественные права могут гарантироваться законом и быть предметом судебной защиты, точно так же как любые другие права и обязанности, предоставляемые или налагаемые светским правом. Эта индивидуалистическая тенденция позднейшего естественного П. Древнейшие люди были, по Вико, неразумными и ужасными. Вико полагал, что историю делают сами люди, и именно они «создали этот мир наций».

История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. Глава 9. Политические и правовые учения в Голландии и Англии в период ранних буржуазных революций - актуальная информация.

Законы, обеспеченные поощрением или наказанием, нербходимы для того, чтобы подчинить разуму страсти, чтобы "сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно". И в идеологии крупнейших теоретиков XVII в. Люди имеют равные права, которые должны ему противоречить. Сторонники неотомизма подчеркивают превосходство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. Левеллеры предлагали карать за одно лишь предложение закона об уравнении собственности как за государственную измену. «Я едва ли возьму на себя смелость,— пишет Гроций,— осудить огульно как отдельных граждан, так и меньшинство народа, прибегавших когда-либо к самозащите в состоянии крайней необходимости». Он, например, связывал превращение аристократических республик в демократические с борьбой плебеев за выход из подчинения. Понятие смены эпох и течений, дающей торжество новому над старым, свежему над отжившим, служит основанием к этому различию, а вместе с тем и к критической оценке существующего.

Но, в отличие от Гоббса, Пуфендорф объясняет возникновение государства не только человеческими потребностями и человеческим разумом: учредителем гражданских обществ и основоположником верховной власти провозглашается «всеблагой Бог». Но в отличие от Гоббса и Гроция, Боссюэ сочетает это рационалистическое объяснение возникновения государства со старой теорией его божественного происхождения. Примиряя, таким образом, существующее с разумным и личность с государством, Гегель не устранял ни идеальных начал, ни личных требований: он утверждал только, что эти начала и требования осуществляются в истории, в постепенном процессе развития, что существующее и прошлое представляют собой необходимые ступени в переходе к будущему, что идеальные построения должны находить для себя опору в действительности. В теории естественного права получили развитие идеи XVI в. Относительно права пользования светом ивоздухом обыкновенно нет почти никаких разногласий; но относительно пользования землей которая тоже может быть названа средой, если мы несколько §294. Таким общим началом этого периода обыкновенно является как наиболее доступный пониманию — религиозный принцип, который полагается народом в основу всей своей жизни. Люди в своих отношениях пытаются «вырваться» из формальных норм Смысл данного слова настолько известен, что вряд ли найдется человек, который не был бы внутренне убежден в очевидной понятности для него данного права. Однако эти гипотетические состояния не являются лишь иллюзией, они обладали и обладают реальным стимулирующим воздействием на сознание и поведение людей.

См. также